Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

НАЧАЛОСЬ!

ДИАПАНОРАМА

ДИАКЛАСС

ДИАГНОЗ

ДИАСПОРТ

ДИААНАЛОГ

ДИАПОЧТА

ДИАСЕМЬЯ

ДИАЧАТ

ДИАГРАНЬ

ДИАСМАК

ДИАВЗГЛЯД

ДИАКЛУБ

февраль, 2005

ДИАСПОРТ

СИЛЬНЫЕ СРЕДИ НАС

Участие в спорте людей с диабетом давно уже перестало быть сенсацией. Даже среди инсулинозависимых больных есть немало поклонников активного образа жизни, включая и занятия спортом. Теннис, лыжи, футбол — вот далеко не полный перечень видов спорта, которые уже давно освоили люди, вынужденные сосуществовать с диабетом.

Известны также случаи, когда диабетики участвуют в соревнованиях, успешно соперничая со здоровыми спортсменами. Но вот чтобы диабетик выбрал для себя такой нелегкий (во всех смыслах) спорт, как силовое троеборье, да к тому же выступал на международном уровне, устанавливая при этом рекорды, согласитесь, об этом слышать еще не приходилось.

Тем не менее, такой человек существует, это Самир Ширалиев из Азербайджана. Однако вначале несколько слов о спорте, которым занимается Самир. Силовое троеборье (пауэрлифтинг) — ближайший родственник тяжелой атлетики. В пауэрлифтинге спортсмен поднимает тот же снаряд — тяжелоатлетическую штангу, только ее подъем осуществляет исключительно за счет силы, не используя никаких дополнительных факторов. (Как скорость и отточенную технику в тяжелой атлетике). Соревнуются пауэрлифтеры в трех упражнениях — приседании со штангой на плечах, жиме штанги на горизонтальной скамье и становой тяге.

Разговор с Самиром состоялся осенью прошлого года в Москве, где он готовился к очередным соревнованиям.

— Самир, расскажи вначале немного о себе, откуда ты, кто твои родители и чем ты занимаешься в жизни?

— Мне 23 года. Родился и вырос в Баку. Диабетом заболел, когда мне было 13,5 лет. После школы поступил, а в этом году окончил Азербайджанский Государственный медицинский университет им. Н. Нариманова. Моя будущая профессия — психиатр.

— А почему не эндокринология?

— Я осознанно не выбрал специализацию эндокринолога, чтобы не видеть людей, страдающих эндокринными недугами, которые в большинстве своем излечения не имеют. Перспектива постоянного общения с больными людьми, зная, что у нас с ними общие проблемы, — особой радости мне не доставляла.

— Как ты контролируешь уровень сахара?

— С помощью глюкометра, но крайне нерегулярно. Я знаю приблизительно амплитуду колебаний у себя глюкозы крови и, исходя из этого, рассчитываю свою суточную дозу инсулина. Если случаются какие-то форс-мажорные обстоятельства, либо я чувствую, что допустимые пределы превышаются, в эти моменты я как раз и пользуюсь глюкометром. А вообще я живу по строгому режиму, и если его не нарушать, то особых колебаний сахара не происходит.

— Как в Баку обстоит дело со снабжением диабетиков лекарствами?

Инсулин нам дают бесплатно, но иногда, когда приходишь за очередной порцией инсулина, говорят, что его нет. И время от времени его приходится подкупать. А о бесплатных тест-полосках я слышал только из средств массовой информации.

— А есть ли в Азербайджане диабетическая организация?

— Да, у нас есть организация, которая каждый год, 14 ноября, проводит определенные мероприятия, посвященные Дню диабетика. (Смеется.) А вообще, лечение диабетиков в Азербайджане, кажется, организовано по принципу — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

— Знаю, что у тебя есть брат, который тоже болен диабетом, и, несмотря на значительную разницу в возрасте, заболели вы с ним почти одновременно. Есть ли какое-то объяснение этому?

— Мне кажется, основным толчком послужил факт отъезда нашего отца в командировку за границу. Тогда мы оба в одночасье лишились мужской поддержки, отеческого присмотра, что ли. Мне тогда было 13 с половиной лет, брату почти 22 года.

— Вернемся к главной теме нашей беседы. Как тебе в голову пришла такая сумасшедшая для диабетика идея — заняться силовым спортом?

— Хотя в детстве я был подвижным ребенком, в атлетический зал попал скорее случайно. Поначалу занимался конным спортом. А атлетический зал располагался как раз у входа в конно-спортивный комплекс, и каждый раз, проходя мимо, я неизменно заглядывал внутрь. Но позже все-таки пришел в этот зал, когда понял, что нельзя сохранять так называемый «вес пера» до конца жизни. Это было в начале 10-го класса, и весил я тогда неполные 48 кг при росте 168 см.

Сначала моей целью было просто желание поддержать себя физически. Я знал, что занятия с отягощениями благотворно влияют на укрепление стенок сосудов, предотвращение ангиопатий. Одним словом, я избрал путь профилактики, потому что он гораздо приятней, чем лекарства.

За 3 месяца, то есть довольно быстро, я набрал 12 килограммов мышечной массы. И мне показалось, что этого мне хватит, и я перестал ходить в зал. Но через полгода я почувствовал, что уже не могу без занятий с «железом», и вернулся в зал. С большими усилиями мне удалось заставить себя отказаться от многих культуристических упражнений и заняться созданием силовой базы.

Прозанимавшись таким образом некоторое время, я решил выступить на соревнованиях, чтобы проверить результат своих тренировок. Это был молодежный чемпионат республики по пауэрлифтингу, и я занял третье место. После этого, хотя у меня и оставались некоторые колебания, но процесс уже, что называется, пошел, и я серьезно занялся пауэрлифтингом. А первым моим тренером был известный в республике силовик, в прошлом тяжелоатлет — Азад Мустафаев.

— Каковы твои результаты и достижения?

— Пока мои лучшие официальные результаты в троеборье таковы: 270 кг приседания, 182,5 кг жим и 270 кг тяга. Этот результат я показал на последних соревнованиях, установив при этом два рекорда Европы для юниоров. А что касается достижений, то я шестикратный чемпион (четыре раза по пауэрлифтингу и два — по жиму лежа) Азербайджана и чемпион Европы 2003 года по версии WPC в жиме лежа.

— Не секрет, что в последнее время некоторые спортсмены в качестве фармакологической поддержки начали активно использовать инсулин. Дает ли он тебе, человеку, вынужденному применять его постоянно, прирост спортивных результатов?

— В моем случае главная цель применения инсулина — это остаться в живых. Приоритеты мои и атлетов, потребляющих инсулин, но не имеющих проблем с диабетом, совершенно иные. Если мне инсулин нужен для того, чтобы просто выжить, то они, судя по всему, применяют его в качестве дополнительного средства восстановления. Но здесь есть опасность набора лишней массы в виде жировых отложений, и атлеты, использующие инсулин, не должны забывать об этом, это я уже как врач говорю. Ну и, конечно, так называемый «синдром отмены», который вызывает дискомфорт, связанный с повышением сахара в крови после отмены этого препарата. По моим наблюдениям, обычно после употребления инсулина в качестве вспомогательного средства для быстрого восстановления этот синдром ощущается от суток до пяти.

— Значит ли это, что ты считаешь возможным применение инсулина здоровым человеком в спортивных целях?

— Хорошо то, что не приносит вреда, это — первый и основной принцип применения любого лекарственного средства. Что касается инсулина, то, по моему мнению, при использовании его в качестве восстановителя, риск не оправдан.

— Давай поговорим о твоем питании, оно, очевидно, отличается от рациона обычного спортсмена.

— Отличается только тем, что исключает, если можно так выразиться, вредные элементы питания, такие, как твердые жиры, сахар-рафинад, а также характеризуется минимальным употреблением мучного, жирного мяса и вообще тяжелой пищи.

Хотя сразу должен сказать, что я не «едок» и никогда им не был, что, кстати, по мне и видно. (Смеется.) К еде отношусь в высшей степени спокойно. Вообще мне тратить время на еду жалко, а делать это приходится слишком часто, учитывая, что три раза в день у меня основной прием пищи и два промежуточных. Из мяса я предпочитаю телятину, но наиболее приемлемый для меня источник животных белков — курятина и рыба. Рыба — в силу того, что Каспий снабжает нас осетровыми, хотя это и не совсем дешевое удовольствие даже у нас. Ну и конечно, вдоволь ем овощей и фруктов, кстати, когда ты разрезаешь помидор, купленный в московском магазине, сразу осознаешь: мало того, что «помидор» — это слишком громко сказано, он еще и стоит в десятки раз выше себестоимости. Кроме того, в Москву везут лишь небольшой ассортимент овощей и фруктов, на который существует спрос, но это не значит, что эти продукты самые вкусные и самые полезные.

— Что ты можешь сказать своим собратьям по диабету, можешь ли ты им рекомендовать заняться спортом, как ты?

— Здесь можно ответить общими фразами, типа — «диабет не болезнь, а образ жизни» и т.д. Но диабет — довольно серьезное заболевание, не дающее право на ошибку, человек обязан жить по строго определенному распорядку, «шаг влево, шаг вправо...» может привести к непоправимым последствиям. Что я могу сказать инсулинозависимым диабетикам? У них есть все шансы добиться результата на спортивном поприще. По крайней мере, то, что им следует заниматься спортом, ни у кого не должно вызывать сомнения.

— А может ли инсулинозависимый диабетик сделать самореализацию в спорте своей жизненной целью?

— Вообще для многих людей с диабетом вопрос о самореализации весьма сложен, поскольку первый период, после того, как они узнают, что больны диабетом, связан с большим стрессом, и пока они выбираются из этого состояния, многим требуется помощь специалистов и близкого окружения. Для некоторых, спустя какое-то время после диагноза, наступает безразличие ко всему, для них самое главное — минимум дискомфорта и минимум нововведений. А для людей с большим стажем СД зачастую сама борьба за существование является самоцелью. Поэтому говорить здесь об амбициях не приходится. Однако мне кажется, что все зависит от мотивации.

— А что ты ставишь в качестве своей цели в спорте?

— Хотелось бы удачно выступить на ближайшем чемпионате мира по версии WPC и установить мировой рекорд в тяге для юниоров. На тренировках я уже вплотную подошел к этому результату. А вообще никаких пределов в спорте я себе пока не определял.

— Твоя супруга тоже имеет некоторое отношение к «железному спорту»?

—Моя жена Алиса Ширалиева (Салахова) — мастер спорта по пауэрлифтингу, двукратная чемпионка Европы, абсолютный победитель чемпионата мира среди юниорок в тяге, двукратная чемпионка республики.

— А как она отнеслась к тому, что ты болен диабетом?

—Все дело в том, что Алису я знаю достаточно давно. Мы тренировались с ней в одном зале, поэтому вся информация обо мне ей уже была известна к тому моменту, как мы близко познакомились. Ее выбор в этом случае был вполне осознанным...

— Я знаю, что в твоей жизни произошли большие изменения — у тебя родилась дочка. От себя лично и от имени «ДиаНовостей» поздравлю тебя с этим, несомненно, радостным событием. Что оно означает для тебя?

— Сказать, что это праздник, — все равно, что ничего не сказать. Это событие с большой буквы. Вообще для человека с диабетом сам факт рождения ребенка, спустя определенное время с начала заболевания, — уже само по себе радостное свершение. Мы с супругой просто не надышимся на своего ребенка. И, несмотря на то, что я уже восьмые сутки не сплю, тем не менее все еще нахожусь под непосредственным впечатлением произошедшего чуда.

Лев Шпринц

От редакции. Силовое троеборье (пауэрлифтинг) — это личный выбор Самира, но оно не может быть рекомендовано всем людям с диабетом, особенно молодым с СД типа 1. Наиболее соответствуют целям пациентов такие массовые виды спорта, как теннис, плаванье, баскетбол, волейбол, футбол, лыжи, коньки, гимнастика, бег, которыми можно заниматься годами. Подъемы и жимы штанги, как правило, неблагоприятны, в первую очередь, для сетчатки глаз (кровоизлияния, надрывы, отслойка).


[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-05. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.